Мария Голикова (erdes) wrote,
Мария Голикова
erdes

Categories:

Осень с Иеронимом Босхом

Сегодня -- картина "Святой Иоанн на Патмосе". Изображение кликабельно.


Иероним Босх. Святой Иоанн на Патмосе. 1504-1505

Обстановка здесь идиллическая. Отдельные вторжения из мира кошмаров практически не нарушают её.

Фрагменты. Одна из немногих дисгармоничных сцен -- горящее судно:










Интересные крылья у ангела:







Чудовище, судя по всему, с образованием. Кстати, оно соответствует библейскому описанию саранчи:










А вот гризайль на оборотной стороне с более привычным для Босха настроением. Это сцены Страстей Христовых. В центре композиции расположена гора, отсылающая к Голгофе, а на ней сидит... пеликан. Это не случайно: в Средние века пеликан был распространённым символом Христа -- из-а предания, что пеликан настолько любит своих птенцов, что кормит их собственной кровью, раздирая клювом свою грудь (орнитологическое примечание: на самом деле, пеликан не наносит себе повреждения, а достаёт пищу из своего подклювного мешка).
Впрочем, этот символ дожил до наших дней: в современных песнопениях католической церкви можно встретить сравнение Христа с пеликаном.

Tags: Иероним Босх, живопись и графика
Subscribe

  • Гумилёв и Толстой

    В третьей части «Хождения по мукам» Алексея Толстого, «Хмурое утро», написанной в 1940–41 гг, упомянут Николай Гумилёв (запрещённый в СССР как…

  • Сказки о поэтах и писателях

    Друзья, а напомните, пожалуйста, фильмы (сказки, фэнтези, притчи), главный герой которых — писатель или поэт, и это напрямую связано с сюжетом. Мне…

  • Об иностранных языках

    Дорогие друзья, владеющие иностранным языком (языками), но живущие в русской языковой среде! Как вы поддерживаете свой иностранный на приличном…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments