Мария Голикова (erdes) wrote,
Мария Голикова
erdes

Categories:

"Тень" Андерсена и её экранные воплощения

"Тень" -- одна из самых известных сказок Андерсена. Странная сказка, горькая, с трагическим концом.

Напомню: один учёный во время путешествия по жарким странам интересуется таинственным балконом напротив той комнаты, где он остановился, и однажды просит свою тень узнать, кто там живёт. Тень уходит, некоторое время спустя появляется в облике богатого господина, рассказывает, что в той квартире напротив жила "сама Поэзия", и тень, проведя много времени в её передней, научилась всему и стала человеком.
После этого тень исчезает, потом вдруг возвращается и предлагает учёному путешествовать вместе с ним в качестве... его тени. Сначала учёный с негодованием отвергает это предложение, но в конце концов соглашается. Тень ведёт себя очень надменно, и получается так, что учёный обращается к ней на "вы", а она говорит ему "ты"... Учёный беден, а у тени есть и деньги, и связи, и власть...
Тень собирается жениться на принцессе. Учёный, видя, как далеко всё зашло, пытается разоблачить тень, назвать вещи своими именами, но все только смеются над ним, тень приказывает его арестовать, и принцесса, обманутая тенью, советует поскорее казнить учёного. А вот финал сказки:
        — Всё-таки это жестоко! — сказала тень. — Она была мне верным слугой! — И тень притворно вздохнула.
        — У тебя благородная душа! — сказала принцесса.
        Вечером весь город был иллюминирован, гремели пушечные выстрелы, солдаты отдавали честь ружьями. Вот была свадьба! И принцесса с тенью вышли на балкон показаться народу, который ещё раз прокричал им «ура».
        Учёный не слыхал этого ликования — с ним уже покончили.

Евгений Шварц написал на основе этой сказки (или истории -- не знаю, как точнее её назвать) замечательную пьесу "Тень".

Сюжет пьесы отличается от андерсеновского. Учёный Христиан-Теодор приезжает в сказочную страну и останавливается в гостинице, которой владеет людоед. Знакомится с журналистом-пройдохой Цезарем Борджиа (он тоже людоед, там много людоедов) и знаменитой певицей Юлией Джули. Дочь хозяина гостиницы Аннунциата влюбляется в учёного -- а учёный влюбляется в принцессу. Чтобы завоевать её сердце, просит свою тень ему помочь, тень уходит, и учёный без неё заболевает. Аннунциата зовёт доктора, выхаживает учёного, а тот не замечает её любви, его мысли поглощены только принцессой.
Ситуация осложняется тем, что существует завещание покойного короля, отца принцессы: он велел дочери найти себе достойного мужа, чтобы он правил сказочным королевством.
Наконец учёный выздоравливает. Он нравится принцессе -- а значит, вокруг него закручивается интрига с участием всех вышеназванных героев, а также нескольких министров и тени, называющей себя Теодор-Христиан и получившей должность при дворе. Тень предлагает министрам, стремящимся уничтожить учёного, свою помощь...
Всего рассказывать не буду. Наконец учёный оказывается один против всей государственной машины. Друзья -- доктор и Юлия Джули -- предают его из страха за собственное благополучие, хотя обоих мучает совесть. Тень собирается жениться на принцессе. Учёный идёт во дворец, чтобы сказать людям правду, доктор отговаривает его, но, понимая, что это бесполезно, советует произнести: "Тень, знай своё место!".
После этих слов тень опять становится тенью -- но только на одну минуту. Учёный надеется, что у очевидцев этого превращения откроются глаза -- но всё происходит точно наоборот: как только тень обретает свой прежний облик, все становятся на её сторону, и тень велит казнить учёного. Но, когда ему отрубают голову, тень тоже остаётся без головы... Учёного оживляют с помощью живой воды, когда-то открытой доктором. Учёный и Аннунциата уходят из сказочного королевства. Тень исчезает, а принцесса напрасно просит учёного остаться.

У этой пьесы есть несколько очень разных экранных интерпретаций.

Во-первых, две экранизации.

b190b9bcae39ee6b68c160e3e6f45456_XL.jpg

Первая -- фильм Надежды Кошеверовой "Тень", снятый в 1971 году. Учёного и его тень там играет Олег Даль, принцессу -- Анастасия Вертинская, Аннунциату -- Марина Неёлова, Юлию Джули -- Людмила Гурченко, доктора -- Георгий Вицин, Цезаря Борджиа -- Андрей Миронов, министров -- Зиновий Гердт и Сергей Филиппов.

Этот фильм похож на телеспектакль. Он снят в павильоне, очень "тихий", "медленный", очень отрежиссированный, выверенный. Даже в массовых сценах не появляется оживления. Актёрские работы там блистательные, мне ярче всего запомнились роли Даля и Вертинской.

Но сам Евгений Шварц был не слишком доволен этой постановкой.




Двадцать лет спустя, в 1991 появилась другая -- двухсерийный музыкальный фильм "Тень, или Может быть, всё обойдётся". Эту картину поставил Михаил Козаков.
Учёного и тень там играет Константин Райкин, Аннунциату -- Анна Ямпольская, принцессу -- Марина Дюжева, Юлию Джули -- Марина Неёлова, Цезаря Борджиа -- Михаил Козаков, доктора -- Александр Лазарев (старший), министров -- Юрий Волынцев и Спартак Мишулин.

Одно из главных действующих лиц этого фильма -- музыка, песни на музыку Владимира Дашкевича и стихи Юлия Кима. Ким совершил чудо, превратив часть диалогов пьесы в музыкальные номера. Они придали фильму необыкновенную остроту, смотреть его и слушать эти тексты -- наслаждение.

Интерпретация Козакова почти во всём противоположна интерпретации Кошеверовой. В фильме Козакова много движения, музыки, массовых сцен, шуток, провокаций, всевозможных намёков на современную жизнь и новейшую историю. Он очень острый и публицистичный. И по нему чувствуется, что он снят в эпоху Перестройки -- но это его не портит, сегодня он прекрасно смотрится и кажется ещё более актуальным, чем тогда.

Я никогда не встречала человека, которому одинаково нравились бы оба фильма.

Поклонников картины Кошеверовой в фильме Козакова возмущает его жанровая свобода, злободневность, гротесковость, пародийные и фарсовые приёмы, проще говоря, приёмы уличного театра. Песни Юлии Джули -- далеко за гранью вкуса, и это сделано совершенно сознательно; в облике и действиях Тени легко считываются отсылки к темам, которые отечественный зритель понимает с полуслова, уж позволю себе такую тавтологию с пьесой...

Может, это прозвучит парадоксально, но, на мой взгляд, в стилистике фильма Козакова очень сильно шекспировское начало, шекспировская традиция. Это настоящая трагедия -- впрочем, учитывая финал, пусть будет драма или трагикомедия -- по сути мрачная, страшная и очень взрослая, как и сказка Андерсена. Одна сцена казни учёного чего стоит... Да, фильм определённо не детский. Но сыграно всё это очень эмоционально, вдохновляюще, очень красиво.

Фильм Кошеверовой -- сказка, а фильм Козакова -- жизнь, причём неотредактированная. Он настолько правдив и точен, несмотря на всю свою сказочность и гротесковость, что временами дух захватывает от реализма. А иногда мороз идёт по коже от него же...

Это моя любимая интерпретация "Тени" и вообще один из моих любимых фильмов. Очень советую всем его посмотреть.

Вот несколько фрагментов. Просто послушайте тексты.

  • Знакомство учёного и принцессы:

    -- Но поэты придумывают сказки,
    Где лягушки превращаются в принцесс,
    Когда в жизни у нас то и дело
    Происходит обратный процесс...

    -- Но, когда настоящая любовь,
    Превращение возможно любое!
    -- Но ведь нет настоящей любви,
    А уж в наше-то время -- тем более...

    Характер принцессы здесь раскрывается полностью, но мелодия и голос прячут, сглаживают, скрадывают её слова. По-моему, это потрясающая находка.




  • Песня Тени. "Такова эпоха, такова среда".
    Эта подтанцовка, которая часто появляется в фильме, по мере приближения к финалу создаёт всё более и более зловещее впечатление. То ли вакханалия, то ли пир во время чумы, веселье, которое невозможно остановить. Козаков мастерски владел этим приёмом -- нагнетать атмосферу парадоксальными средствами.

    Дела в подлунном мире
    Идут в знакомом стиле –
    Нам не из чего, братцы, выбирать:
    Нам предлагают или
    Нижайше расстилаться,
    Или высочайше попирать!




  • И песенка доктора.

    Куда пропали артишоки?
    Куда правительство глядит?
    Куда идёт седьмой автобус?
    Куда уходит жизнь моя?..

    Видео плохого качества, темноватое, зато тут есть кусочек диалога.




    Но это ещё не всё.

    Не могу не рассказать ещё об одной очень интересной интерпретации "Тени".
    Последний фильм Эльдара Рязанова -- "Андерсен. Жизнь без любви". Это не биография, а кинофантазия на тему и жизни Андерсена, и его сказок. У меня сложное отношение к этому фильму, многое в нём я категорически не принимаю -- но эпизод с Тенью хочу вам показать, по-моему, он получился впечатляющим.

    Интересно, что сюда попала реплика из пьесы Шварца "Тень, знай своё место!", которой в сказке Андерсена нет.

    Молодого Андерсена в этом фильме играет Станислав Рядинский, но здесь он предстаёт в роли Тени, а в роли Андерсена -- Сергей Мигицко.

  • Tags: Андерсен, Михаил Козаков, видео, раздумья, филология, фильмы
    Subscribe

    Recent Posts from This Journal

    • Post a new comment

      Error

      Anonymous comments are disabled in this journal

      default userpic

      Your IP address will be recorded 

    • 49 comments

    Recent Posts from This Journal