Мария Голикова (erdes) wrote,
Мария Голикова
erdes

Category:

"Доктор Живаго"

       Как вам этот роман?

       Борис Пастернак — один из моих любимых поэтов. Многие его стихи я знаю наизусть, люблю перечитывать, но на "Докторе Живаго" споткнулась, когда читала его впервые — это было ещё в школе. Он у меня, что называется, "не шёл".

       Много времени спустя я прочитала статью Василия Ливанова (того самого, Шерлока Холмса) о Пастернаке с анализом "Доктора Живаго" ("Пастернак между двумя Живаго"). Этот разбор дал роману скорее отрицательную оценку и впечатлил меня точностью. Статью можно найти в книге "Помни о белой вороне", а книгу — в интернет-библиотеках. В двух словах — суть в том, что Пастернак талантливейший поэт, но слабый прозаик, в романе остро недостаёт психологии, юмора, в нём слишком много позы, и прозаический текст "Доктора Живаго" несравнимо слабее стихотворений в конце.
       Всё хорошо аргументировано и убедительно. Правда, меня никак не оставляло ощущение, что эта точность — относительная, что-то в ней не то. Внутренняя логика в анализе есть, но в самих условиях задачи забыто что-то важное.

       Потом я посмотрела великолепный 11-серийный фильм с Меньшиковым. Сценарист Юрий Арабов умудрился совершить чудо — превратить странный, неосязаемый роман в очень цельный фильм. Соотношение между книгой и фильмом натолкнуло меня на то самое упущенное условие задачи.
       "Доктор Живаго" — роман, безусловно, необычный. Очень концентрированный. Непривычный, странный, читается тяжело, хотя написан, безусловно, талантливо. В чём же дело?
       Многие, впрочем, полагают, что Нобелевскую премию роман получил не за литературные достоинства, а по политическим соображениям. Но это выдаёт отсутствие читательского мастерства, гибкости. Этот роман раскрывается в полной мере всеми своими достоинствами, если подходить к нему не с меркой прозы (искать событийную стройность, психологию, юмор и т.п.), а с меркой поэзии (эмоции, образы, метафоры).
       Да, "Доктор Живаго" — невероятный литературный эксперимент, проза, написанная поэтическим языком. Прозаическая фабула есть, но текст создаёт поэтическая метафора и движение настроения. Большими объёмами его читать трудно — и не нужно.
       Арабов того же мнения: "…это книга, которую нужно читать в течение года или даже двух, по странице в день. Это не проза. Проза обычно держится на фабуле, а здесь фабула невнятная. Существенно другое: настроение и философия, музыкальное и лексическое построение фразы". (http://www.rg.ru/2006/05/10/arabov.html) Поэзия, короче говоря.
       Я попробовала читать роман с этой установкой — и он раскрылся совершенно другой стороной. То, что казалось недостатками, превратилось в достоинства.

       А что самое удивительное и приятное — фильм тоже воспринимается как стихотворение. Это пастернаковская поэтическая метафорика, переведённая на язык кино.
       Трейлер:

Tags: Борис Пастернак, Олег Меньшиков, стоит посмотреть, стоит прочитать, филология, фильмы
Subscribe

  • День рождения Николая Гумилёва

    Сегодня 135 лет со дня рождения Николая Гумилёва. * * * Среди бесчисленных светил Я вольно выбрал мир наш строгий И в этом мире полюбил Одни…

  • Роман о Гумилёве

    Друзья, роман о Гумилёве закончен. Раньше я хотела написать вторую часть, но теперь мне очевидно, что она не нужна — по нескольким причинам. О…

  • Николай Гумилёв "Наступление"

    Гумилёв в начале службы, в форме вольноопределяющегося. «Наступление» — одно из самых известных и популярных военных стихотворений Гумилёва.…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 7 comments