Мария Голикова (erdes) wrote,
Мария Голикова
erdes

Category:

День рождения Теофиля Готье

        Сегодня, 30 августа, день рождения Теофиля Готье (1811–1872) – замечательного поэта, которого Николай Гумилёв считал своим учителем. А я люблю Готье прежде всего за прозу. Его роман «Капитан Фракасс» – один из моих лучших литературных друзей.

        Пожалуй, этот роман стоит особняком среди других исторических, приключенческих, авантюрных произведений. Из них рано или поздно вырастаешь, а Готье можно читать и перечитывать, будучи взрослым…
        И это очень «осенняя» книга. В ней нет солнца и зноя, свойственного большинству приключений – я имею в виду не только и не столько погоду и время действия, сколько настроение и цели автора. «Летние» книги – это сюжет, это стремление успеть как можно больше, скорость, лёгкость, бодрость; в них никогда не находится места таким темам и чувствам, как долгое ожидание, сомнения, скука, тоска, привязанность к дому, ностальгия, одиночество, ощущение уходящего времени, его безвозвратности – и связанная с этим мысль о смерти… Этих тем приключенческий роман традиционно стремится избегать. Разумеется, почти в любых приключениях кто-нибудь умирает, но по этому поводу обычно нет ни малейшей рефлексии – а главное, в самой атмосфере этих книг нет осознания, что время идёт и проходит, и далеко не все мечты сбываются. А у Готье оно есть.

        Если говорить только о сюжете «Капитана Фракасса», то он очень романтичен. XVII век, обедневший дворянин барон де Сигоньяк, единственный потомок некогда прославленного рода, прозябает в своём полуразрушенном замке во французской провинции, пока в дождливую ночь к нему не стучится труппа бродячих актёров с просьбой о ночлеге. Сигоньяк влюбляется в актрису и решает вместе с бродячим театром отправиться в Париж…
        По первоначальному замыслу, развязка романа должна была стать мрачной: после долгих странствий и приключений мечты и планы Сигоньяка рушились, и он возвращался в свой обнищавший замок. Умирал старый слуга Пьер, и вслед за надеждой для Сигоньяка угасал и домашний очаг.

        История разочарования, крушения планов была для Готье отчасти автобиографической – во всяком случае, он хорошо знал, что подобное случается куда чаще, чем хотелось бы. Сам Готье не реализовал в полной мере свой талант – из-за стеснённых материальных обстоятельств ему приходилось очень много писать для журналов. Эта работа, объёмная и всегда срочная, годами не давала ему погрузиться в стихи и в любимые темы в прозе. Очень многое из того, что он планировал, о чём мечтал, так и осталось ненаписанным… Можно сказать, что первая развязка «Капитана Фракасса» была просто-напросто реалистической.

        Но Теофилю Готье было свойственно такое редкое для романтиков качество, как доброта. В этом легко убедиться, обратив внимание хотя бы только на то, как в «Капитане Фракассе» описана жизнь барона Сигоньяка в начале истории, его замок, старый слуга Пьер и любимцы барона – кот Вельзевул и пёс Миро. Они изображены с такой наблюдательностью и теплотой, что с одним лишь их появлением в роман проникают черты реализма, причём реализма в пушкинском духе. Точно так же в романе описаны и люди с их неизбежными слабостями, и человеческие отношения… Романтический сюжет сочетается с реалистическим взглядом на жизнь, подростковые мечты – со взрослой мудростью.
        Доброта и подсказала Готье другой вариант финала, который остался в окончательной версии романа, – счастливый. Конечно, несколько наивный и неправдоподобный, но куда больше соответствующий духу книги, чем первый – потому что он основан на любви к героям и к читателям: да, в жизни подобных удач не бывает или они бывают очень редко – но в книге пусть будет именно так, потому что в каком-то высшем смысле это правильно.
        Весь роман «Капитан Фракасс» пропитан любовью к жизни и восхищением перед ней, перед всем тем, что делает её прекрасной – причём эта любовь настолько самодостаточна, что любые амбиции отходят рядом с ней на второй план; автор оценивает героев не по результату их усилий, а по их собственной сути – и дарит им счастливую развязку, чтобы они насладились ею, хорошо понимая, что у него самого подобной развязки уже не будет.
        О любви к жизни говорит и стиль. Великолепный язык, внимательный, неторопливый авторский взгляд, оживляющий время. С этой книгой хорошо встретиться осенью… Повторюсь: бывают просто хорошие книги, а бывают книги-друзья. «Капитан Фракасс» – из числа романов, способных стать настоящими друзьями. Вот его начало:

        «На склоне одного из безлесных холмов, горбами вздымающих ланды между Даксом и Мон-де-Марсаном, расположена была в Царствование Людовика XIII дворянская усадьба – из тех, что так часто встречаются в Гаскони и среди крестьян высокопарно именуются замками.
        Две круглые башни, увенчанные остроконечными крышами, с обоих концов замыкали здание, а два глубоких желоба на его фасаде говорили о том, что первоначально здесь был подъемный мост, ныне ставший бесполезным, ибо время упразднило ров; тем не менее сторожевые вышки на башнях и флюгера в виде ласточкина хвоста придавали строению чуть что не феодальный вид. Ковер из плюща наполовину окутывал одну из башен и темной зеленью своей оттенял камень, успевший к этому времени посереть от старости.
        Издалека увидев замок, поднимавший в небо над зарослями дрока и вереска свои островерхие кровли, путник счел бы его вполне пристойным жилищем для дворянина средней руки, но, приблизясь, изменил бы мнение. Мох и сорные травы завладели аллеей, ведущей от большой дороги к дому, оставив лишь узкую серую полоску, подобную потускневшему галуну на потертом плаще. Две колеи, наполненные дождевой водой и населенные лягушками, свидетельствовали о том, что некогда здесь проезжали экипажи. Однако невозмутимость лягушачьего племени показывала, что оно издавна, не зная помех, обосновалось тут. На тропинке, проложенной среди густой травы и размытой недавними ливнями, не виднелось следа человеческих ног, и ничья рука, очевидно, давно уже не раздвигала веток частого кустарника, унизанных блестящими капельками…»

        Теофиль Готье «Капитан Фракасс»
Tags: Николай Гумилёв, Теофиль Готье, книги, стоит прочитать
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment