Мария Голикова (erdes) wrote,
Мария Голикова
erdes

Category:

День рождения Никколо Паганини

        В Италии есть легенда: однажды на улице играл старый скрипач, бедный, оборванный, и прохожие потешались над ним, потому что на его скрипке три струны порвались, осталась только одна, а из неё он, как ни старался, не мог извлечь музыки. Мимо шёл великий Никколо Паганини. Протиснулся сквозь толпу, взял у старика скрипку и заиграл на одной струне так, что к нему со всех сторон полетели монеты - и нищий скрипач получил небольшое состояние...

        Сегодня, 27 октября, день рождения Никколо Паганини.



        Феличе Бланджини однажды сказал о нём: "С другими скрипачами у него общее только скрипка и смычок". Паганини обладал уникальной манерой игры. Его современники расходились в оценке его личности, в отношении к нему, но в голос утверждали, что ничего, подобного его игре, им слышать не приходилось. Помимо своеобразия, его игра отличалась невероятной сложностью и чистотой - ни ошибок, ни помарок, при том, что он постоянно импровизировал. Многие написанные им композиции после его смерти никто не мог повторить.

        Паганини всю жизнь сопровождали самые невероятные слухи. Худой, нервный, с бледным лицом и чёрными волосами, с годами он приобрёл несколько мефистофельский облик. Завистники распустили сплетню, что он играет так хорошо не своими силами - ведь человек не может так прекрасно играть! - а что он продал душу дьяволу в обмен на мастерство и успех. Ещё и родился в переулке Чёрной Кошки...
        Этот переулок находился в бедном квартале Генуи, на окраине. Переулок узкий, как коридор, так что жители верхних этажей могли за руку здороваться с соседями напротив. До сегодняшнего времени он не сохранился.
        Отец Паганини держал в порту небольшую лавку. Он сам немного играл на скрипке - и, обнаружив у мальчика способности, заставлял его заниматься днями напролёт - в ход шли и побои, и голод. Это подорвало и без того некрепкое здоровье Никколо. Но талант и страсть к музыке всё преодолели, и Никколо Паганини стал виртуозом. Он дал свой первый концерт в одиннадцать лет.

        Паганини в корне изменил представления о классической музыке, о самих возможностях скрипки. Он вывел скрипку из салонов к широкой аудитории. На его концерты публика реагировала так, как сегодня реагирует на концерты рок-звёзд. А он умел извлекать из своей скрипки любые звуки - имитировать звучание других музыкальных инструментов, например, духовых, пение птиц, завывания ветра, мычание коровы, крики осла, скрип двери, человеческий голос - всё, что угодно, любые фантазии. Когда он исполнял чужие произведения, почти всегда обрабатывал их по-своему, что раздражало некоторых композиторов. Но иначе он не мог - да и не хотел.

        Легенда об игре на одной струне, рассказанная выше, имела под собой реальную основу. Паганини однажды выступал в Вене. Вдруг у него порвалась струна - он продолжил играть на трёх. Порвалась ещё одна - продолжил на двух, всё с той же филигранной точностью. Порвалась ещё одна! Но он продолжал играть на одной - последней - струне. Вероятно, кто-то подрезал ему струны - у него хватало врагов. Но - запланированный провал превратился в триумф.

        У Паганини был невероятный слух. Однажды он выступал во Флоренции - должен был сыграть сонату Гайдна в сопровождении рояля. Аккомпанировала ему молодая девушка. Он по каким-то причинам опоздал на концерт, публика давно собралась, все ждали только скрипача. Он прибежал, запыхавшись, достал скрипку из футляра и тут же поднял смычок. Пианистка дала ему "ля", чтобы он настроил скрипку, но он воскликнул: "Не будем терять времени, я и так заставил ждать этих господ!", и они заиграли. Паганини изумил и восхитил всех своей игрой. Закончив первую часть, во время паузы он проверил звучание скрипки. Между "ля" на рояле и на скрипке оказалась разница в целый тон! Но этого никто не заметил... Правда, в зале присутствовал Луиджи Пиккьянти, хороший музыкант, и он-то был ошеломлён, потому что знал: чтобы скрыть эту разницу, Паганини потребовалось мгновенно изменить всю аппликатуру - и он сделал это без единой ошибки в сложнейшем произведении.

        Паганини сказал однажды: "Великих не страшусь, униженных не презираю". Больше всего он ценил свободу. Многие знатные персоны, многие европейские дворы хотели заполучить его себе насовсем, и он иногда задерживался там, но потом всегда уходил, уезжал, возвращался к своей бродячей жизни - из города в город, из страны в страну...

        Предлагаю послушать одно из самых известных (и самых моих любимых) сочинений Паганини - "Каприс №24" - в исполнении блистательного Сергея Крылова, российского и итальянского скрипача, о котором Мстислав Ростропович говорил, что он входит в пятёрку лучших современных скрипачей мира.
        Эта запись нравится мне тем, что здесь можно почувствовать акустику зала. И очень интересно смотреть, как воспринимают эту музыку, эту игру и музыканты молчащего оркестра, и зрители. Можно хоть чуть-чуть ощутить, представить, как воспринимали самого Паганини.

Tags: Паганини, видео, история, музыка
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 20 comments