Мария Голикова (erdes) wrote,
Мария Голикова
erdes

Category:

День рождения Толкина



Сегодня, 3 января, - день рождения Толкина.

Толкин для меня - один из самых близких по духу писателей. И один из самых интересных, неисчерпаемых, кого можно перечитывать и всякий раз открывать для себя что-то новое.
Что роднит, объединяет практически все его произведения? Вовсе не узнаваемый фэнтези-мир и не разные странные существа. Прежде всего, это попытки описать духовную реальность. "Сильмариллион", "Властелин колец", "Лист работы Ниггля", "Кузнец из Большого Вуттона"... Читать Толкина стоит именно таким взглядом, обращая внимание не только и не столько на внешнюю сторону событий и на сюжет как таковой, а - прежде всего - на то, что за ним стоит. Если читать, допустим, "Властелина Колец" как обычные фэнтези-приключения, в тексте обнаружится много странных особенностей, которые, вероятно, покажутся недостатками, а самое главное останется скрытым.

Впрочем, любая сказка так или иначе описывает духовную реальность. Вопрос только в её природе, в её качестве. У Толкина эта реальность, безусловно, христианская. Не буду много рассуждать о католицизме, хотя дух Католической церкви, к счастью, очень ощущается у Толкина. Да, во "Властелине Колец" нет религии - но это как у Борхеса, помните: в книге о любви не должно быть слова "любовь". В книге Толкина о вере, любви, прощении и спасении эти слова тоже практически не звучат, во всяком случае, из них не делается "морали". Толкин - один из самых требовательных к читателю авторов, но он не моралист. В отличие от его друга Льюиса, которого у нас практически "официально" принято считать христианским писателем - во всяком случае, более христианским, чем Толкин. Просто Льюис был протестантом и озвучивал важные истины напрямую, совершенно не стесняясь в открытом виде преподносить читателю мораль. Толкин - иной, он создаёт мир, читатель входит туда, и те ценности, которые Толкин хочет донести, проявляются в душе читателя сами, когда он постепенно, шаг за шагом, открывает для себя этот мир, вживается в сюжет, следит за героями и вольно или невольно тоже делает выбор - и оказывается готов эти ценности принять. Толкина нельзя читать потребительски, он требует духовной работы. Зато его требовательные книги оказываются лучшими друзьями в ситуациях непростого выбора, испытаний, которые встречаются читателю в его собственной жизни.

Ещё одно, что мне очень близко, и на что редко обращают внимание. Для произведений Толкина характерна невыразимая грусть, которую многие ошибочно принимают за пессимизм. Но это совсем другое: это ощущение, что мир наш... не то чтобы буквально ухудшается с течением времени (в том смысле, что раньше солнце было светлее и трава зеленее), хотя и это тоже, - а отходит всё дальше и дальше от своего Начала, от того Источника, который дал ему жизнь. Не знаю, кто как - я воспринимаю ход истории, течение времени так же. Толкин сумел удивительно точно передать, выразить это чувство - и не погрузиться в него, а подняться над ним. Ведь именно поэтому действие его книг всегда происходит в прошлом, по отношению к современной цивилизации. Да, это прошлое условно, но у него есть особый смысл, помимо романтики и "легендарности": это попытка вернуться назад хотя бы на несколько шагов, приблизиться к миру в его первозданном, не искажённом состоянии.

К разговору о грусти и печали: Толкин смущает многих тем, что его истории не имеют счастливого конца (в популярном понимании). Даже к счастливому финалу, например, "Властелина Колец" примешивается горечь, и вместо детской, солнечной радости от победы над злом приходит другое, куда более тонкое, сложное и неоднозначное чувство. Я не раз встречала в различных статьях и рецензиях недовольство и досаду по этому поводу. Но тут нет повода для досады - наоборот, в этом главная надежда, любовь и свет. Дело в том, что мир Толкина принципиально неполон - как, собственно, и наш мир. Он несовершенен и не может сделаться совершенным - как и наш мир. Каждому его герою и нам нужно стремиться к совершенству, идти к нему, отдавая этому стремлению и этому пути все свои силы и способности. Достичь его своими усилиями мы всё равно не сможем - но спасение, совершенство, освобождение будет нам даровано - как оно было даровано Фродо в конце его пути, когда у него кончились силы. От слабости он совершил ошибку, но обстоятельства не позволили ей сделаться роковой - а этих обстоятельств не было бы, если бы Фродо раньше не проявил милосердие по отношению к Голлуму... Это мироощущение - сугубо христианское.

Именно поэтому Толкин из всего многообразия литературных форм выбирал для себя форму сказки, легенды, эпоса. Для него сказочное, фантастическое, придуманное человеком в его стремлении к Свету не противоречило Божественному - наоборот. Вот цитата из его размышлений, которую я очень люблю - по-моему, невероятно радостная и обнадёживающая мысль:

"В Божьем царстве существование великого не подавляет малого. Искупленный Человек остается человеком. История, фантазия живут и продолжают жить. Евангелие не отменяет легенды, оно освящает их, особенно "счастливые развязки". Христианину всё ещё есть работа, как телу так и уму, есть страдание, надежда и смерть, но теперь он может постичь, что для всех его наклонностей и способностей есть применение, которое может быть искуплено. Столь велика щедрость, с которой он был одарён, что он может теперь, возможно, справедливо отважиться считать, что в Фантазии он может на самом деле помочь украшению и умножению богатства творения. Все сказки могут стать правдой, и ещё, в конце концов, искупленные, они могут быть и похожи и не похожи на формы, которые мы даём им, как Человек может быть похож и не похож на падшего, которого мы знаем, в конце концов искупленный".

Дж. Р. Р. Толкин "О волшебной сказке"



Tags: Толкин, католичество, книги, раздумья, филология
Subscribe

  • Элиот

    Любимое. Томас Стернз Элиот (пер. А. Сергеева), из цикла "Четыре квартета". * Время и колокол хоронят день, На солнце надвигаются туча и тень.…

  • День памяти Николая Гумилёва

    Николай Гумилёв. Фрагмент группового фото, 1921 г. Фотограф М. Наппельбаум Сегодня 100 лет со дня гибели Николая Гумилёва (3 (15) апреля 1886 —…

  • День памяти Александра Блока

    Сегодня 100 лет со дня смерти Александра Блока. * * * Рожденные в года глухие — Пути не помнят своего. Мы, дети страшных лет России, Забыть не…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 19 comments

  • Элиот

    Любимое. Томас Стернз Элиот (пер. А. Сергеева), из цикла "Четыре квартета". * Время и колокол хоронят день, На солнце надвигаются туча и тень.…

  • День памяти Николая Гумилёва

    Николай Гумилёв. Фрагмент группового фото, 1921 г. Фотограф М. Наппельбаум Сегодня 100 лет со дня гибели Николая Гумилёва (3 (15) апреля 1886 —…

  • День памяти Александра Блока

    Сегодня 100 лет со дня смерти Александра Блока. * * * Рожденные в года глухие — Пути не помнят своего. Мы, дети страшных лет России, Забыть не…