Мария Голикова (erdes) wrote,
Мария Голикова
erdes

Categories:

"Какое, милые, у нас тысячелетье на дворе?"

Друзья, вот скажите, как вы относитесь к популярному у сегодняшних постановщиков приёму (не уверена, что всегда художественному) - переносу времени действия произведения? Конечно, переносу в сторону современности - других ещё встречать не приходилось.

Эту инфекцию подхватила и опера, и балет, и драматический театр, и кино... "Гамлет" в декорациях и костюмах середины ХХ века, Евгений Онегин, который ездит по сцене на мотоцикле, и так далее и тому подобное - несть им числа.

Что это такое для вас? Спрошу по-детски - это хорошо или плохо? Почему?

Меня интересует отношение ко времени, которое за этим стоит. Откуда берётся убеждение, что воспроизводить на сцене жизнь отдалённой эпохи сегодня не стоит, т.к. это будет непонятно и неинтересно зрителю? А если Гамлета переодеть в пиджак или там в шинель, зритель сразу проникнется?
Или же это попытка извлечь из произведения новые смыслы?

У меня к этому отношение двоякое. С одной стороны, мне иногда нравится переход с языка буквального воспроизведения на язык знаков, символов, когда зрителю предлагается дорисовать недостающие элементы мысленно. Так оформлены, например, всем известные французские мюзиклы - "Notre Dame de Paris", "Romeo et Juliette"... В первом случае перед нами - типично современный минимализм в оформлении, во втором - условность костюмов доведена до предела, средневековые элементы упрощены так, что становятся футуристическими. Всё очень современно - но, тем не менее, в духе времени, о котором идёт речь. Это средневековье, и не возникает ощущения "выпадения" из истории.

А когда в опере - возьмём "Отелло" - на сцене можно увидеть костюмы ХХ века, костюмы шекспировского времени и костюмы инопланетян, мне в этом видится не художественный приём, а нечто другое...

Хочется услышать ваше мнение. Как вы воспринимаете осовременивания? Может, у вас среди них есть любимые? Каковы - для вас - критерии удачи и неудачи в такой постановке? И т.д.
Tags: вопросы, раздумья, театр
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 58 comments