Мария Голикова (erdes) wrote,
Мария Голикова
erdes

Креативность

Cкажите, люди, как вы воспринимаете слова "креативность", "креативный"? Они для вас означают что-то хорошее?

Если подходить формально - это "творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к принятию и созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления и входящие в структуру одарённости в качестве независимого фактора, а также способность решать проблемы, возникающие внутри статичных систем".

Но для меня креативный - это ни разу не творческий. По-моему, слово create тут осталось далеко позади (хотя у него есть и значение "суетиться" - вот оно уже ближе). По-моему, креативный - это невероятно активный и полный энтузиазма, но начисто лишённый таланта... Креативность - заменитель таланта, идентичный натуральному.

Когда, например, спектакль делается креативно, то получается...
Этой весной я была в оперном на новой постановке "Отелло". Костюмы из разных эпох, в основном, футуристические, люди с двумя головами, яйцеголовые люди, женщины - все беременные (и с двумя головами). В руках у массовки - светящиеся треугольники, которые постоянно сверкают зрителям в глаза. Яго психует (увы, это не воспринимается, как подъём страстей до высот трагедии), с грохотом бьёт посуду - а Отелло почему-то всё время норовит упасть на сцену и забиться в корчах. Декорации похожи на внутренности недостроенного торгового центра. Отелло однажды чуть не расшиб голову об угол этой железной штуковины, а одна актриса из массовки, уходя со сцены, едва не свалилась в оркестровую яму, прямо на арфу... Как выяснилось позже, эта декорация символизировала бурное море - то бишь океан страстей. Очень смешно, только хочется плакать: это что угодно, только не опера Верди! Но это, впрочем, не мешает ей получать хорошие отзывы критиков. Наверняка ещё и наградят чем-нибудь за "новое прочтение", "неожиданный взгляд" и "принципиально новую идею".

Сейчас везде можно видеть проявления этой "креативности", будь она неладна. Новые прочтения, в которых полностью утеряны или перевёрнуты смыслы оригинала - вот что это, если не банальнейшая попытка замаскировать отсутствие таланта? Помните, у Толкина - эльфы создают прекрасные вещи, а орки не могут ничего создать - могут только портить уже созданное...

Нет, я вовсе не против новых прочтений, я двумя руками за. И я обожаю талантливые новые формы! Просто не понимаю, зачем браться, к примеру, за Шекспира, когда тебе не нравится ни его эстетика, ни его идеи, ни его темперамент, ни его герои? Почему не оставить Шекспира в покое и не написать самому крутую пьесу? Понятно, почему: Шекспир известен, Шекспир давным-давно раскручен и прославлен, а наш креативный автор - нет. И у него ничего нет, никаких творческих ресурсов - только кривое зеркало, только креативность...
Tags: Шекспир, вопросы, раздумья, театр
Subscribe

  • "Встань у реки"

    В честь дня рождения Бориса Гребенщикова -- любимое и всегда актуальное:

  • "Будет ветер, будет ночь..."

    Сегодня день памяти жертв политических репрессий. Первым произведением, в котором для меня отчётливо прозвучала эта тема, были «Белые одежды»…

  • "Vabank"

    Нашла на просторах Сети замечательное видео -- радость для всех, кто тоже любит польские фильмы "Ва-банк" и "Ва-банк 2". Кстати, здесь есть такие?

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 8 comments