Мария Голикова (erdes) wrote,
Мария Голикова
erdes

Category:

"Стих, как монету, чекань..." - история о моём сочинении

Я обещала рассказать о сочинении, которое писала при поступлении в университет на русское отделение филологического. А история была такая: на выбор, как всегда, дали несколько тем. Формулировки их сейчас не вспомню - был там "Обломов", было что-то по Горькому, Достоевский, кажется... Ни одна из этих тем меня не вдохновила, ни одна не касалась моих любимых произведений.

И была ещё одна тема, озвученная последней: "Стих, как монету, чекань / Строго, отчётливо, честно..." (Н. А. Некрасов). Стихотворная техника русских поэтов". Сочинение на эту тему преподавательница, следившая за экзаменом, очень, очень и очень не советовала писать. Строго говоря, советовать или не советовать что-либо она не имела права, но всё-таки недвусмысленно (пусть и без слов) дала понять, что брать эту тему не стоит. Почему - очевидно: во-первых, здесь весьма вероятны сложности с тезисом - а хуже несоответствия текста теме сочинения вообще ничего не придумаешь, тем более при поступлении. Во-вторых, нужны примеры, цитаты, а цитировать можно только по памяти. Ну и, кроме того, на школьных уроках литературы о поэтике как таковой вообще говорят очень мало - а что в таком случае писать?

Сначала я вняла её совету и даже попробовала начать "Обломова", но поняла, что нет никакого смысла за него браться. Остальные абитуриенты уже самозабвенно сочиняли, а я всё сидела и думала, как быть. И в итоге решила писать о технике русских поэтов - опираясь, прежде всего, на творчество Николая Гумилёва.

Забегая вперёд, скажу, что я получила за своё сочинение пятёрку. А когда начался семестр, узнала, что тему о технике русских поэтов изо всех абитуриентов (порядка трёхсот человек) взяла я одна. Больше никто не осмелился.

Когда я вернулась с экзамена домой, сразу записала сочинение по памяти, так что могу теперь поделиться. Вот что у меня получилось:

        "Стих, как монету, чекань
        Строго, отчётливо, честно..." (Н. А. Некрасов).
        Стихотворная техника русских поэтов.


        А. П. Чехов написал, что в человеке всё должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли. Н. Гумилёв в одном из своих "Писем о русской поэзии" сравнивает стихотворение с человеком. В стихотворении тоже всё должно быть прекрасно. И содержание, и внешнее его выражение, то есть форма. Поэзия - это особая форма речи, и слово в поэзии звучит тоже по-особому.
        Вспомним строчки М. В. Ломоносова:

                Открылась бездна, звезд полна,
                Звездам числа нет, бездне дна.

        А вот отрывок из "Медного всадника" А. С. Пушкина:

                Бежит и слышит за собой
                Как будто грома грохотанье,
                Тяжелозвонкое скаканье
                По потрясённой мостовой.

        В первом случае читатель представляет величественное спокойствие беспредельного космического пространства, а во втором - как будто слышит удары копыт медного коня по камням мостовой, хотя и М. В. Ломоносов, и А. С. Пушкин используют один и тот же приём - аллитерацию, повторение согласных. На этом примере видно, как велика сила, энергия звука.
        Если сказать, что поэты возвращают слово к его истокам, к его первоначальному величию, к величию Слова, творящего мир, это, пожалуй, не будет преувеличением. Вспомним стихотворение Н. Гумилёва "Слово":

                В оный день, когда над миром новым
                Бог склонял лицо Своё, тогда
                Солнце останавливали словом,
                Словом разрушали города.

        Понимание того, что такое слово, понимание его силы, наверное, и заставляло поэтов совершенствовать форму стиха, оттачивать его звучание.
        В стихосложении есть множество средств, позволяющих заставить слово звучать по-особому, не так, как оно звучит в прозе. Это и внутренние рифмы, и различные виды рифмовки, и аллитерация, и ассонанс - повторение гласных. Мастером аллитерации был К. Бальмонт. Есть также различные стихотворные размеры. Размер во многом определяет настроение поэтического произведения, а значит, и его содержание. Вот, например, отрывок из стихотворения Н. Гумилёва "Современность":

                Так, в далёкой Сибири, где плачет пурга,
                Застывают в серебряных льдах мастодонты,
                Их глухая тоска там колышет снега,
                Красной кровью - ведь их - зажжены горизонты.

        Анапест создаёт ощущение грусти, напряжения, беспокойства. А вот строки из поэмы "Реквием" Анны Ахматовой:

                Тихо льётся тихий Дон,
                Жёлтый месяц входит в дом.

                Входит в шапке набекрень -
                Видит жёлтый месяц тень...

        Это стихотворение написано хореем. Другой размер создаёт другое настроение.
        Можно вспомнить стихи А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова, А. Фета и Ф. Тюичева, Анны Ахматовой и Николая Гумилёва, Александра Блока и Марины Цветаевой как примеры удивительного поэтического мастерства.
        У каждого поэта свой почерк, свой стиль, свои способы добиться того, чтобы у читателя создалось определённое настроение при чтении произведения. В стихотворении может не понравиться содержание, но форма будет продолжать удивлять своим мастерством. Например, Н. Гумилёв так отзывался о поэзии Н. А. Некрасова: "У него прекрасная форма и отвратительное содержание".
        Наверное, никто лучше поэтов не знает, что такое слово, не знает, как велика сила звука. И всегда будет поражать читателей умение этих удивительных людей говорить о жизни особым, необыкновенным языком. Это язык поэзии. Так что, может, и прав был Николай Гумилёв, когда сказал, что в конце концов поэтам будет предоставлено править миром.
Tags: Николай Гумилёв, стихи, филология
Subscribe

  • "Морфология волшебной сказки"

    Филологи поймут мою радость: наконец-то, впервые за много лет, появилось такое замечательное издание! В. Я. Пропп "Морфология волшебной сказки",…

  • Летнее

    Друзья, в каких книгах отдыхаете этим летом? У меня тут изба на куриных ногах, памятник Соловецкой старины, и ещё целая полка Стругацких.

  • Кольцо Всевластья

    Друзья, кто любит «Властелина Колец»! Хочу задать вам вопрос, который давно меня занимает. Цитата из письма Толкина: «Разумеется, "Властелин…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments