Мария Голикова (erdes) wrote,
Мария Голикова
erdes

Categories:

О фильме "Лабиринт" (режиссёр Кристофер Смит, 2012)



Я наконец-то посмотрела "Лабиринт". Продюсеры - Тони и Ридли Скотты, режиссёр Кристофер Смит, в ролях Джон Хёрт, Том Фелтон, Джессика Браун-Финдли, Тони Карран, Ванесса Кирби, Джон Линч, Себастьян Стэн...

Коротко расскажу о впечатлениях. Фильм снят хорошо, включая историческую линию. Герои узнаваемы, смотреть интересно, действие держит в напряжении от начала до конца. Жанр - приключения и мистический детектив на историческом материале.

О сюжете и основных идеях я уже рассказывала в посте по ссылке выше. Конечно, большую часть фильма занимают интриги вокруг тайны Грааля (причём интриги живучие - они, по сюжету, протянули больше 800 лет). А теперь я хочу рассказать немного о той части сюжета, которая в фильме идёт скорее фоном, но единственная опирается на реальные данные: я имею в виду крестовый поход против альбигойцев, осаду Каркассона. "Убивайте всех, Господь на том свете узнает своих!" - эти знаменитые слова были сказаны именно тогда.

Известный крестоносец Симон де Монфор (Симон IV де Монфор, 5-й граф Лестер) и в книге, и особенно в фильме показан на редкость подлым мерзавцем и мерзким подлецом, причём даже не обаятельным, а из разряда "как таких земля носит". Вот он, на переднем плане. Его приспешники - не лучше:

lab6

Из истории известно, что он был одним из лидеров похода на Лангедок, направленного против еретиков-катаров. Действовал хитростью и жестокостью, средств не выбирал. Когда он в конце концов был убит (действие исторической линии фильма происходит много раньше), его похоронили в Каркассоне, но потом перезахоронили в другом месте. Этот факт вспоминается, когда в фильме звучит фраза: "Правьте тут хоть тысячу лет - эти земли не станут вашими".

Эти слова произносит виконт де Тренкавель, правивший тогда Каркассоном. Его играет Том Фелтон:

lab12

Тренкавелю было 24 года, когда он умер - или же был убит. Что с ним случилось, достоверно не известно. В фильме предложена версия очень печальная, но вполне вероятная (спойлерить не буду, смотрите). Хотя могло быть и по-другому... А в остальном - всё произошло именно так: Каркассон держался до последнего, но силы были заведомо неравны. Что мог поделать город, пусть и хорошо укреплённый, против огромного войска? А виконт де Тренкавель до последнего пытался спасти людей и Каркассон и добиться мира даже ценой собственной жизни.
Кстати, Тренкавель отличался редкой для своего времени веротерпимостью - из-за чего и пострадал. Его личность всегда меня привлекала... В современном Каркассоне есть улица его имени:

Carcassonne-rue-de-vicomte-Trencavel

Вообще, историческая линия впечатляет. Выдуманная история с Граалем впечатлила куда меньше, хотя смотреть - повторю - было интересно и увлекательно. Особенно интересно будет тем, кто не читал книгу. Ещё впечатляет качественный монтаж, изящные соединения действия в прошлом с действием в наше время.

А вот что касается философской основы, то в книге она раскрыта лучше, чем в фильме. Хотя не скажу, что фильм от сокращения размышлений что-то потерял. Да и собственно философии в книге нет, нет цельного взгляда - скорее отрывочные мысли, ощущения, впечатления, поиски...

Смотришь и думаешь: а ведь действительно, когда-то были крестовые походы. Были люди, которые жестоко убивали других, искренне полагая, что делают богоугодное дело... Правда, надо сказать, что автор романа "Лабиринт" Кейт Мосс, а вслед за ней и авторы фильма, сильно переборщили, изобразив в одном из героев современного действия католического фанатика. Сейчас такой человек уже невозможен в лоне церкви - он возможен только как отдельно взятый радикал-маньяк, ярый противник реформ... На самом деле, это просто тогдашний крестоносец, переодетый в современную одежду.
Вот только вчера на мессе наш викарий говорил о том, что даже сто лет назад прихожане католической церкви, услышав сегодняшние проповеди, не восприняли бы их, не поверили бы своим ушам... Ещё 100 лет назад (и уж тем более 800 лет назад!) католики искренне верили, что их вера - единственно правильная, а все остальные ведут исключительно в ад. А сейчас существует декрет об экуменизме, и с церковной кафедры говорится, что все едины, что представители разных конфессий, в том числе, протестанты - наши братья... Думаешь о таких вещах и понимаешь, что время действительно идёт, и времена меняются.
А герои фильма не слышали об этом, не знают про Второй Ватиканский собор, да и вообще, религиозная линия там заметно провисает. С одной стороны, это понятно - в массовом сознании существуют устойчивые штампы, призрак инквизиции парит в воздухе... Отсюда и конфликт фильма: он не столько между католиками и протестантами, сколько между фанатиками и нормальными людьми, причём и в средневековье, и сейчас.
Мне этот конфликт не показался интересным (за исключением исторических событий), зато понравилась идея связи времён и необыкновенные переживания героини, связанные с далёким историческим прошлым. Когда пишешь исторические книги, всегда испытываешь нечто подобное - конечно, не до такой степени, но тоже впечатляюще... В фильме всё это обыграно через идею реинкарнации, в которую верили катары. Но я не хочу её комментировать и развивать - даже в финале фильма напрашивается другое, гораздо более интересное объяснение этим явлениям. В конце "Лабиринта" есть попытка это сформулировать, но чёткой формулировки так и не возникает. Она скорее вырисовывается из самого сюжета.

По телевизору этот фильм (2 серии по полтора часа) у нас вряд ли когда-нибудь покажут - слишком уж специфическая тема. Добрые люди дублировали "Лабиринт" на русский, сделали многоголосный закадровый перевод - но оригинальную актёрскую игру голоса дублёров не передают вообще. Без перевода смотреть несравнимо лучше, впечатление в разы сильнее.

Ещё несколько кадров:

lab5

lab11

lab4

lab9

lab7
Tags: Англия, Том Фелтон, Франция, видео, история, книги, средневековье, фильмы
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 20 comments