Мария Голикова (erdes) wrote,
Мария Голикова
erdes

Categories:

Евангелие в живописи. "Воскрешение дочери Иаира"

1871 год, Петербургская Академия художеств. Тема выпускной конкурсной работы - «Воскрешение дочери Иаира». Главными претендентами на победу (то есть на Большую золотую медаль и на право шесть лет жить за границей за казённый счёт) были Илья Репин и Василий Поленов.

repin186
(В полном размере - см. ниже, под катом)

Этот эпизод в Евангелии:
"И вот, приходит один из начальников синагоги, по имени Иаир, и, увидев Его, падает к ногам Его и усильно просит Его, говоря: дочь моя при смерти; приди и возложи на нее руки, чтобы она выздоровела и осталась жива. Иисус пошел с ним. За Ним следовало множество народа, и теснили Его. Одна женщина, которая страдала кровотечением двенадцать лет, много потерпела от многих врачей, истощила всё, что было у ней, и не получила никакой пользы, но пришла еще в худшее состояние,- услышав об Иисусе, подошла сзади в народе и прикоснулась к одежде Его, ибо говорила: если хотя к одежде Его прикоснусь, то выздоровею. И тотчас иссяк у ней источник крови, и она ощутила в теле, что исцелена от болезни. В то же время Иисус, почувствовав Сам в Себе, что вышла из Него сила, обратился в народе и сказал: кто прикоснулся к Моей одежде? Ученики сказали Ему: Ты видишь, что народ теснит Тебя, и говоришь: кто прикоснулся ко Мне? Но Он смотрел вокруг, чтобы видеть ту, которая сделала это. Женщина в страхе и трепете, зная, что с нею произошло, подошла, пала пред Ним и сказала Ему всю истину. Он же сказал ей: дщерь! вера твоя спасла тебя; иди в мире и будь здорова от болезни твоей. Когда Он еще говорил сие, приходят от начальника синагоги и говорят: дочь твоя умерла; что еще утруждаешь Учителя? Но Иисус, услышав сии слова, тотчас говорит начальнику синагоги: не бойся, только веруй. И не позволил никому следовать за Собою, кроме Петра, Иакова и Иоанна, брата Иакова. Приходит в дом начальника синагоги и видит смятение и плачущих и вопиющих громко. И, войдя, говорит им: что смущаетесь и плачете? девица не умерла, но спит. И смеялись над Ним. Но Он, выслав всех, берет с Собою отца и мать девицы и бывших с Ним и входит туда, где девица лежала. И, взяв девицу за руку, говорит ей: "талифа́ куми́", что значит: девица, тебе говорю, встань. И девица тотчас встала и начала ходить, ибо была лет двенадцати. Видевшие пришли в великое изумление. И Он строго приказал им, чтобы никто об этом не знал, и сказал, чтобы дали ей есть". (Евангелие от Марка, 5:22-43)


Эту тему Репин и Поленов решили совершенно по-разному.

Репин выбрал для картины момент до того, как произошло чудо. Вначале он хотел изобразить само чудо, как и Поленов, вот первоначальный эскиз:



Но работа почему-то "не шла". Репин писал: "Нельзя ли эту же тему – «Смерть дочери Иаира» - на этом же большом холсте сейчас же, то есть завтра, и начать по-новому, по живому, как мерещится у меня в воображении эта сцена? Припомню настроение, когда умерла моя сестра Устя, и как это поразило всю семью. И дом и комнаты – все как-то потемнело, сжалось в горе и давило".
И дальше: "Итак, я перед большим холстом, который начинает втягивать меня своим мрачным тоном. Смелая постановка реальной сцены обуревала меня ускоренным темпом, и к вечеру я уже решил фиксировать уголь <…> Утро. Краска – простая черная кость (Beinschwarz) – особенно отвечает моему настроению, когда по зафиксированному углю я покрывал ею темные места на холсте. К вечеру картина моя была уже так впечатляюща, что у меня самого проходила какая-то дрожь по спине".
Репин даже просил играть ему Бетховена во время работы, чтобы проникнуться нужным настроением.

Эскиз нового варианта:




И картина:


И.Е.Репин. Воскрешение дочери Иаира

Помню, в детстве эта картина Репина всегда казалась мне немного странной - в том смысле, что в воскресение девочки именно здесь, на этой картине, упорно не верилось... А сейчас, глядя на неё, я понимаю, что она действительно не даёт зрителю веры - она показывает смерть, но ещё не воскресение. Просто в самом сюжете заложено чудо. Его можно либо почувствовать, "достроить" собственной верой - либо нет.

В композиции, гамме и светотеневом решении очень заметно влияние Рембрандта. Также в период работы над "Воскрешением дочери Иаира" Репин находился под сильным влиянием Крамского (ярого противника академизма, автора знаменитой картины "Христос в пустыне"), в том числе под философским, мировоззренческим влиянием. Крамской писал: "Мой Бог – Христос, величайший из атеистов, человек, который уничтожил бога во вселенной и поместил его в самый центр человеческого духа и идёт умирать спокойно за это".
В то время, в конце XIX века, вообще был популярен социально-политический взгляд на Иисуса, и за всем этим брезжили демократы, народовольцы, ХХ век...

*

А на картине Поленова изображено именно чудо: девочка воскресла. Здесь всё другое - цветовая гамма, свет, настроение, здесь много воздуха и прохлады. Если у Репина эмоции драматические, даже несколько мистические, потусторонние, то доминанта Поленова - простота и открытость. Поленов писал: "Я несказанно люблю Евангельское повествование, люблю этот наивный правдивый рассказ, люблю эту чистоту и высокую этику, люблю эту необычайную человечность, которой насквозь проникнуто все учение Христа".
Поленов не ставил себе задачи изобразить нечто заведомо неземное, его картина выдержана в духе простоты, с которой ведётся сам евангельский рассказ.
Поэтому и переход от смерти к жизни у него не показан - чудо уже совершилось - а лишь условно обозначен через эмоции героев. Поленов не собирался пугать зрителя, вызывать у него потрясение - он просто говорит о любви, свете и милосердии как о естественных качествах Христа, показывая проявление этих качеств.

Эскизы:





И сама картина:


В.Д.Поленов. Воскрешение дочери Иаира


За свои картины и Репин, и Поленов получили награды - медали и шесть лет жизни за границей на казённый счёт. Искусствоведы часто сравнивают их выпускные картины и, как правило, отдают предпочтение Репину - а мне гораздо ближе вариант Поленова.

В посте использованы репродукции с сайта graphic.org.ru.

________________________________________

А в качестве дополнения, для настроения - сцена воскрешения дочери Иаира из фильма Франко Дзеффирелли "Иисус из Назарета":


Tags: Евангелие в живописи, живопись и графика
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments