Мария Голикова (erdes) wrote,
Мария Голикова
erdes

Category:

Олег Меньшиков "Кухня"

"Кухня" - уникальный, единственный в своём роде спектакль Олега Меньшикова, который, к сожалению, уже давно не идёт на сцене. Но вспоминать его это не мешает. Я давно обещала написать о "Кухне", хотела даже выставить свои впечатления о спектакле, написанные сразу после него - но выставлю только отрывки из них.

[Авторы, действующие лица и исполнители]Кухня
Театральное товарищество 814. 2000 - 2002 г.
Автор пьесы: Максим Курочкин
Постановка: Олег Меньшиков
Режиссер: Галина Дубовская
Композитор: Борис Гребенщиков

В ролях:
Гюнтер, владелец замка - Олег Меньшиков
Уборщица, Кримхильда - Оксана Мысина
Новенький, Зигфрид - Никита Татаренков
Ленивец, Аттила - Алексей Завьялов, Дмитрий Мухамадеев
Хаген - Алексей Горбунов
Повар горячего цеха - Александр Сирин
Повар холодного цеха - Алексей Кабешев, Анатолий Белый
Медянкина Марина - Галина Петрова
Медянкина Люся - Евгения Дмитриева, Анна Дубровская
Мама Валя - Лидия Савченко
Плотный, адвокат - Геннадий Галкин
Татьяна Рудольфовна, Брюнхильда - Татьяна Рудина
Коля Подподушкин, стажер - Сергей Медведев
Грузчик - Александр Козлов


Итак, начало спектакля: три героя неподвижно стоят на авансцене. Их диалог - краткое содержание древнего эпоса, "Песни о Нибелунгах". Хаген, преданный слуга Гюнтера, просит Кримхильду вышить на рубашке её мужа Зигфрида крест - в том месте, где Зигфрид уязвим. Зигфрид, как уже нетрудно догадаться, в своё время победил дракона, искупался в его крови и стал неуязвимым, за исключением одного места на спине, куда прилип листок, упавший с дерева. Об этом месте знает только сам Зигфрид и его жена Кримхильда. Кримхильда обещала, что никому не расскажет - но, из страха за мужа (Хаген обещал защищать его в битве) нарушает обещание и всё-таки вышивает этот крест. Она говорит, что, когда вышивала, уколола палец до крови... В итоге Зигфрид оказывается убитым.

Звучит музыка, герои уходят, шлейфы их средневековых одежд плавно исчезают на лестнице. Внезапно музыка меняется, и не менее внезапно меняется всё остальное - место и время действия. Мы попадаем в наши дни, на кухню ресторана "Замок".

Но вскоре становится ясно, что почти ничего не изменилось. Герои те же (даже имена почти те же, был Хаген - стал Хаген Карлович и т.п.). Да и злополучная ситуация со смертью Зигфрида от руки предателя до сих пор (а ведь сколько веков прошло!) - остаётся неразрешённой. Более того, в разговоре герои сообщают, что ситуация эта повторялась в разные времена, Гюнтер уже не раз руками Хагена убивал Зигфрида, косвенно по вине Кримхильды, а Кримхильду могла утешить только голова убийцы...

Маленький отрывок:


Вообще, время в этом спектакле - понятие более чем относительное. Отсюда и постоянные цитаты откуда только можно: юноша в ресторане изображает сцену из японского боевика, герои напевают хиты разных времён, Гюнтер, держа в руке кочан капусты, произносит почти что монолог Гамлета, а во втором акте Нибелунги смотрят телевизор, на экране которого Бивис и Баттхед говорят... разумеется, о Нибелунгах, и т.п.

Главный вопрос, занимающий всех - в чём же причина повторения, почему герои снова и снова встречаются и снова и снова общими усилиями убивают Зигфрида? Надо сказать, что Зигфрид - персонаж, конечно, со знаком "плюс", но куда менее определённый, чем, к примеру, тот же Гюнтер. О Зигфриде говорится, что он понимает язык птиц. Гюнтер замечает: "Раз понимает язык птиц, значит, понимает всё!".

Помимо затянувшегося на века выяснения отношений, героев очень беспокоят гунны. Их 500000, они уже у дверей, а о том, что будет, когда они придут, даже и подумать страшно. Один из героев роняет реплику: "Вы боитесь гуннов. А вы не боитесь, что они отсюда появятся?" - и стучит себя по голове. А Гюнтер, в свою очередь, сообщает, что у каждого в голове есть свой Зигфрид - и он жив. Таким образом, конфликт проясняется, он стар как мир: добро - зло, гармония - хаос, Зигфрид - гунны... С Зигфридом вообще происходят забавные вещи: он в очередной раз погибает, как и было предначертано, на сцену вывозят его тело, накрытое тканью, кто-то сдёргивает ткань, а там - пустота. Зигфрида нет. Значит, он в самом деле жив? Но только что был мёртв. Впрочем, одно другому не мешает - тело Зигфрида мертво, а Зигфрид жив.

Ну и постепенно вырисовывается объяснение этому бесконечному повторению: кое-кто из героев никак не может сделать выбор. Но кто тут должен выбирать в первую очередь? Гюнтер? Да, он далеко не всегда поступает хорошо, но у него нет конфликта с самим собой. У его верного слуги Хагена - и подавно нет. Он есть только у Кримхильды, это у неё совесть неспокойна... Гюнтер подробно объясняет, в чём дело: Кримхильда привязана к физическому Зигфриду, к его телу - и, конечно, не может утешиться после его смерти, и не верит, что Зигфрид жив - а он жив! Кончается тем, что Кримхильда с горя выходит замуж за Аттилу, предводителя гуннов, становится настоящей ведьмой и летает на топоре над сценой, словно пробудившаяся сила хаоса... Поднимается рука мёртвого Зигфрида, и вся история в очередной раз начинается с начала.

Не надо думать, что спектакль внешне серьёзен и перегружен проблемами вселенского масштаба. Наоборот, он очень лёгкий и смешной. Пожилая повариха наблюдает за разборками Нибелунгов, параллельно чистит картошку и отпускает остроумные комментарии. Реплики из рекламы вроде "Купим чайник Филипс, изменим жизнь к лучшему" неожиданно приобретают массу дополнительных смыслов...

В финале все уходят, только Кримхильда остаётся - чтобы наконец разобраться с собой. Последняя фраза спектакля обращена к ней: "Приберись тут как следует". Где? У себя в голове, разумеется - всё остальное в полном порядке... Торжественно и чуть иронично звучит "Варяг" (что уже никого не удивляет), и герои уходят в двери, за которыми сияет ослепительно яркий белый свет.

Два слова о названии - почему "Кухня"? В этом спектакле играют все смыслы слова "кухня": действие происходит на кухне ресторана, затем, это и "творческая кухня", где зарождаются истории и сюжеты, где может придуматься и произойти всё, что угодно, это и место, где люди сбрасывают маски... Это и кухня как место семейное, интимное, закрытое, куда не пускают посторонних – а те посторонние, которые туда проникают, оказываются вовсе не посторонними... и т.д.

Разумеется, о главном, что восхитило меня в этом спектакле и что я вспоминаю до сих пор, не расскажешь, не передашь это настроение. Оно менялось от трагедии до фарса и обратно, но всё время сохранялось вполне шекспировское сочетание легкомыслия с этаким космическим холодком откуда-то из глубины. Кто в театре переводил взгляд со сцены на чёрную глубину за сценой, поймёт, о чём я. Шутки-прибаутки на фоне стен замка - и ты понимаешь, что прямо здесь, на твоих глазах, между делом творится история, и ничего случайного в мире нет.

P.S. Моя любимая тема из саундтрека к спектаклю. Композитор Борис Гребенщиков:

Tags: Аквариум, Олег Меньшиков, средневековье, театр
Subscribe

  • Аквариум "Масала Доса"

    Хороший новый.

  • "Встань у реки"

    В честь дня рождения Бориса Гребенщикова -- любимое и всегда актуальное:

  • "Vabank"

    Нашла на просторах Сети замечательное видео -- радость для всех, кто тоже любит польские фильмы "Ва-банк" и "Ва-банк 2". Кстати, здесь есть такие?

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 8 comments