Мария Голикова (erdes) wrote,
Мария Голикова
erdes

О профессиональных советах в литературе

Как-то не замечаю, чтобы хорошие специалисты, не шарлатаны, например, дизайнеры, врачи или преподаватели, с энтузиазмом делились в Интернете своими профессиональными тонкостями, секретами и наработками. Нет, они делятся, конечно, но никак не в том объёме, который исключает необходимость обращаться к специалисту. Размещают рекламу, какие-то общие соображения - и всё. Очевидно же, что мастерство так просто не приобретается. Поэтому давать советы, создавая иллюзию лёгкого обмена опытом, странно и нечестно.

При этом количество всевозможных полезных советов по поводу того, как научиться писать увлекательные книги, статьи, сценарии и т.п. - нужное подчеркнуть - просто зашкаливает. Их профессиональный уровень, как правило, более чем сомнителен (счастливые исключения есть, но их немного). Нередко в них считывается явное желание заработать - советы всегда хорошо продаются.

Нет, я вовсе не собираюсь отговаривать вас пользоваться такого рода советами, если вы любите советы. Просто хочу озвучить несколько своих соображений по этому поводу.

Во-первых, научить писать - по-настоящему - невозможно. Можно научиться писать, если есть талант. Причём учёба у других писателей в этом процессе займёт только третье место по важности.

Во-вторых, прежде чем слушать чужие советы, имеет смысл посмотреть на уровень текстов человека, их дающего. На этом этапе 90% советчиков отсеются.

В-третьих, в такого рода советах по определению нет и не может быть того рецепта, который действительно приносит успех. И вот почему: если автор талантлив, он неспособен напрямую помочь тем, кто ищет советов. Разве что поможет прояснить сугубо формальные моменты - это актуально, прежде всего, в поэзии. А "формулу любви", т.е. "формулу успеха", для него вывести невозможно: она не формулируется, поскольку работает на уровне интуиции.
Если же её возможно вывести целиком и полностью, передать кому-то - и повторить - то автор, увы, не талантлив. В этом случае он может быть успешен лишь как предприниматель, причём сравнительно недолгое время. Ведь писатель взаимодействует, прежде всего, со временем, именно оно и будет его судить и оценивать. А времени люди с подобными взглядами на литературу побаиваются, стараются его не замечать. Оно тоже быстро перестаёт замечать их тексты.

Ну и в-четвёртых... могу дать собственный совет: никаких советов. Чем слушать чужие рекомендации организационного плана, часто спорные и сугубо индивидуальные (на самом деле, здесь нет и не может быть никаких рекомендаций - только предпочтения), лучше просто больше читать талантливых книг.

И ещё один очень важный момент, о котором часто забывают в погоне за полезными советами: всякий пишущий человек должен владеть языком не на уровне пользователя, а на уровне специалиста высокого класса. И теорию литературы желательно освоить, причём, опять-таки, не по разного рода популярным статьям, а по хорошим серьёзным книгам.
Tags: книги, полезные советы, раздумья, филология
Subscribe

  • Книжное

    Актуальное на моих книжных полках. Из художественной прозы — американцы (Стивен Кинг, Томас Вулф, Трумен Капоте), англичане (Мэри Энн Эванс, она же…

  • "Морфология волшебной сказки"

    Филологи поймут мою радость: наконец-то, впервые за много лет, появилось такое замечательное издание! В. Я. Пропп "Морфология волшебной сказки",…

  • Летнее

    Друзья, в каких книгах отдыхаете этим летом? У меня тут изба на куриных ногах, памятник Соловецкой старины, и ещё целая полка Стругацких.

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 8 comments