Мария Голикова (erdes) wrote,
Мария Голикова
erdes

Categories:

ЕГЭ и ликвидация грамотности

Уровень грамотности и вообще уровень знаний сейчас стремительно падает - я говорю о поколении нынешних школьников и студентов. В чём причины этого? Во-первых, в том, что книг читают мало, и сами книги часто неграмотные, корректор их не касался...
Что сегодня заменяет книги, что стало для детей языковым образцом? Интернет и телевидение, причём не всё наше ТВ, а юмористические сериалы, передачи и всевозможные реалити-шоу.

Знаю это не понаслышке. Когда подтягиваешь детей по русскому, становится прекрасно видно, какие у них образцы, к какой речи они стремятся. Вот варианты ответа на этот вопрос, которые я слышала от учеников:
- Михаил Шац
- ведущие "Дома-2"
- фантастика на основе компьютерных игр
- Интернет.

К чему это приводит? Речь становится крайне бедной художественно. Шутки на уровне "Интернов" и "Универа" понятны без проблем, а всё, что сложнее, попросту вгоняет в ступор.

Теряется навык понимания длинного текста. Старшеклассники читают текст глазами, но уловить общий смысл не могут. Речевое восприятие настроено на слоганы и на короткие фразы - даёт о себе знать общение в чатах, аське, социальных сетях.

Романы кажутся нынешним школьникам непосильными по объёму. Они искренне не понимают, зачем нужно так много текста и как его читать. Выходят из положения, находя краткие пересказы в Интернете. Со стихами и того сложнее - например, на "Евгении Онегине", с которым у советских школьников никаких проблем не возникало, спотыкаются почти все. Причём буквально на каждой строфе - не понимают половины (это не преувеличение) слов и выражений, как будто читают текст на иностранном языке.

Ошибки тоже стали другие, типичные для интернет-поколения. Во-первых, стандартный набор ошибок из Интернета - мягкий знак в глаголах не на месте ("мне нравитЬся"), частицы ("мы хотим, что бы вы сотрудничали с нами") и т.п. плюс ошибки нового типа. Отсутствие пробелов после запятых ("А что,Вконтакте все так пишут!"), полуобморочная грамматика, отсутствие грамматической связи между словами - нет согласования падежей, времён, попытка составить длинное предложение обычно оканчивается провалом. Бессмысленная расстановка запятых - "Эта книга, мне очень понравилась". Множество ошибок, свидетельствующих об отсутствии образца правильной речи, выдающих детей из нечитающих семей - "сдесь", "мороженное" и т.п.

Впрочем, что говорить о текстах? Я узнаю множество удивительных вещей, когда пытаюсь дать историческую справку о литературных произведениях. Так, от учеников я узнала, что
- декабристы и Пушкин жили в прошлом веке при Николае II, и Сталин запрещал им всем писать
- Иисус Христос жил в 19 или, на крайний случай, в 18 веке. 18 век - это очень-очень давно, а что было раньше, в совсем уж глубокой древности, неизвестно. Наверное, ничего не было.
- Пётр I правил после Екатерины II, а между ними, наверное, ещё кто-то правил,
и т.п.

Слов "античность", "античный" не знает никто из ребят.
Никто не может даже приблизительно датировать события "Слова о полку Игореве".
Никто не может сказать, какие важные исторические события происходили в России в 1-й четверти 19 века - ничего не знают ни про войну 1812 года, ни про восстание декабристов.
Все слышали что-то про Петра I, но когда он правил и что сделал, сказать затрудняются.
При этом период с 18 по 20 век знают лучше всего - слышали о нём хоть что-то. Остальная история России (про мировую историю вообще молчу) - сплошное белое пятно.
Реалий советского времени нынешние дети не знают совершенно.
С географией вообще катастрофа. Знаний по астрономии, даже начальных, нет почти ни у кого. Многие даже не в курсе, что вокруг чего вращается - Земля вокруг Солнца или Солнце вокруг Земли.

Учтите, я рассказываю не про каких-то монстров, двоечников - про нормальных ребят из хороших семей. Если правильно дать им материал, им сразу становится интересно читать и учиться - естественная тяга к знаниям никуда не исчезла.

Дальше следуют два любимых отечественных вопроса - кто виноват и что делать?

У старшеклассников есть одна чёткая практическая цель: сдать ЕГЭ. Не получить знания - они считают знания ненужными - а сдать ЕГЭ, любой ценой пройти эти тесты и раз и навсегда забыть обо всём, что с ними связано. См. старый фильм Рязанова "Дорогая Елена Сергеевна" - очень злободневно, только сейчас стало ещё хуже.

Школьники и студенты не понимают, почему надо быть грамотным, читать книги, много знать. Не понимают, зачем им это. Они стремятся к успеху в бизнесе, им кажется, что для него требуется только умение "крутиться". Как вариант - они стремятся быть гламурными, никогда не стареть, удачно выйти замуж и жить, как в рекламе, с вечной улыбкой на глянцевом лице. Понятия "успешный" и "грамотный, образованный" для них скорее антонимы, чем синонимы. В их сознании грамотная речь и богатый словарный запас - устаревшие понятия, что-то из одного ряда с музеями, чёрно-белым кино и пафосной речью плохих учителей литературы. Всё это в их представлении - признаки неуспешности и оторванности от жизни. Если никто из друзей не читает книг, значит, это не нужно - авторитет группы у подростков очень высок.

Многие взрослые сегодня ведь тоже не понимают, зачем быть грамотным, зачем читать книги. В рекламе, в журнальных статьях, в книгах, вышедших за последние годы, полно ошибок. Всё правильно - потребитель шарахается от культуры, как чёрт от ладана, потому что над настоящим произведением искусства всегда надо думать, совершать духовную работу, а это для потребителя самое неприятное занятие на свете.
Tags: раздумья, филология
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 29 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →