Мария Голикова (erdes) wrote,
Мария Голикова
erdes

Про время

Каждый - или почти каждый - писатель воспринимает своё произведение "здесь и сейчас". Но самое главное (конечно, если произведение - не сатира на злобу дня), - как оно будет взаимодействовать со временем.

Во-первых, время - лучший редактор. Отложите текст на полгода - и с ним многое станет ясно. Что сократить, что убрать... и стоит ли вообще это печатать.

Во-вторых, время - лучший литературный критик. В конце концов, книги делятся на две части: одни дружат со временем и живут долго, даже если современники их не оценили, - а другие забываются, даже если были очень популярны... Причём самое замечательное - что специально, сознательно попасть в историю нельзя. Это не просчитывается. Способность чувствовать время, взаимодействовать с ним - либо есть, либо нет.

И к темам творчества это не имеет отношения. Можно быть злободневным, а потом всё пойдёт, как в эпиграмме Маршака:

Ты старомоден. Вот расплата
За то, что в моде был когда-то.

А можно быть очень модным - а потом, когда мода сменится, остаться интересным... Можно интересно писать на вечные темы и вообще не цепляться за сегодняшний день ("Какое, милые, у нас тысячелетье на дворе?") - и быть очень актуальным и даже злободневным. А можно писать банальности на вечные темы и быть скучным до зевоты...

Не знаю, как для кого, для меня время - пожалуй, главный критерий оценки текста. Если время в произведении негармонично, всё рассыпается на составляющие и лишается смысла.
Tags: полезные советы, раздумья, филология
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 16 comments