Мария Голикова (erdes) wrote,
Мария Голикова
erdes

Categories:

Автор и его герои, хорошие и плохие

Автор связан со своими героями, но эта связь совсем не прямолинейна. Автора никогда нельзя отождествлять с героями. При этом его черты могут присутствовать у многих написанных им персонажей.

Списать героя с себя - знаю это по собственному опыту - практически невозможно. Мы не видим себя со стороны, к тому же, постоянно открываем в себе что-то новое. Кто может уверенно сказать, как поведёт себя в обстоятельствах, в которых ещё не был? При встрече с определёнными людьми? В ситуации тяжёлого выбора? Да и просто чего ему захочется, что будет для него важнее, окажись он в придуманном им же мире? Это как у Высоцкого:

       А в кипящих котлах пpежних боен и смут
       Столько пищи для маленьких наших мозгов!
       Мы на pоли пpедателей, тpусов, иуд
       В детских игpах своих назначали вpагов.

              И злодея следам
                     Hе давали остыть,
              И пpекpаснейших дам
                     Обещали любить,
              И, дpузей успокоив
                     И ближних любя,
              Мы на pоли геpоев
                     Вводили себя.

Это более чем естественно. Но "списать героя с себя" на деле - это просто вообразить себя в предлагаемых обстоятельствах. Это ничего не гарантирует. Это только обозначает некие намерения, надежды, круг интересов. К тому же, это скорее проявление актёрского мастерства, нежели самораскрытие.

Это похоже на положительные и отрицательные роли актёров в фильмах. Существует мнение, что нельзя сыграть то, чего в тебе нет. Отчасти это правда, только нельзя понимать это буквально - иначе придёшь к дурацкому выводу, что те, кто играет "хороших", на самом деле хорошие, а "плохих" - плохие. Жизненный опыт - это ведь во многом знание тёмных сторон человеческой природы и собственных слабостей. Только когда признаешь существование своих слабостей и недостатков, сможешь с ними работать.

Поэтому актёры так любят играть злодеев - это обычно интереснее, чем играть героев. Кстати, если задать себе вопрос, какую отрицательную роль в той или иной истории ты смог бы сыграть, можно многое узнать о себе. "Отрицательность" сразу снимает зажимы и героические порывы. И взгляд на себя становится гораздо более объективным.

Когда заходит речь о "положительных" и "отрицательных" ролях и их исполнителях, я сразу вспоминаю фильм "Патриот". Фильм одноплановый и совершенно не в моём вкусе, просто там бросается в глаза забавный перевёртыш: протагониста, героя, борца с расизмом и защитника всего хорошего и доброго играет Мел Гибсон, который, как всем известно, в жизни не отличается особой добротой и терпимостью к людям других рас и убеждений... А вот антагониста, злодея, садиста играет Джейсон Айзекс, в реальности - милейший, абсолютно не конфликтный человек, которого обожают дети и который не раз признавался, что никогда никого не ударил, хотя всю жизнь сам страдал от расизма, потому что он еврей.

Это я к тому, что человечность, любовь к людям, если уж говорить о её проявлениях в искусстве, начинается скорее со способности принять, понять и простить отрицательных персонажей, а не с "праведного" - на деле вовсе не праведного - гнева, обиды и жажды отомстить за "хороших".
Tags: Джейсон Айзекс, раздумья, филология, фильмы
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 12 comments