Мария Голикова (erdes) wrote,
Мария Голикова
erdes

Categories:

Спасение человечества и "Гарри Поттер"



У вас нет ощущения, что мировую массовую культуру заклинило на сюжете спасения человечества? У меня есть. Этих спасений уже столько, что, когда начинается очередное, хочется сказать: "Разбудите меня, когда спасут" и лечь спать.

Кстати, "Гарри Поттер" в своё время разочаровал меня именно тем, что все возможные варианты развития сюжета поглотило очередное спасение человечества. Хотя декорации у Роулинг получились замечательные, в них можно было бы придумать что-нибудь поинтереснее... Впрочем, автора книги и постановщиков фильмов можно понять: спасения мира всегда масштабны, а схема противостояния главных героев, хорошего и плохого, с непременной финальной битвой, давно отработана в кино. То есть коммерческая составляющая в порядке.

Фильм по "Поттеру" мне нравится гораздо больше книги. Книга слишком серьёзна, местами автор даже не скрывает своего раздражения на нехороших героев, а потом повествование вообще сносит в какой-то депрессивный мрак. Лёгкая ироническая интонация первого тома в последующих быстро потерялась - её задавило грузом ответственности от предстоящего спасения человечества. А фильм эту иронию немножко сохранил - прежде всего, как это ни парадоксально, благодаря "отрицательной" части персонажей. "Хорошие" там играют всерьёз, а "плохие" словно бы одновременно пародируют сами себя. Если бы не Алан Рикман, Джейсон Айзекс, Том Фелтон, Хелена Бонэм-Картер, Имельда Стонтон и т.д., фильм вышел бы совсем скучным, несмотря на спецэффекты. Спецэффекты в современном кино воспринимаешь как должное, а смотришь всё равно на актёрскую игру.

Актёры в отрицательных ролях старались как могли, привнося в роли что-то своё - например, Айзекс и Фелтон (Малфои, старший и младший) очень много импровизировали на ходу. Я читала сценарий - там нет и половины того, что мы видим на экране, причём сценарий гораздо слабее, и юмора в нём нет. Айзекс, прочитав его, сразу сказал, что Малфой, ненавидящий маглов, никак не может сам выглядеть как магл-бизнесмен, и настоял на полной смене имиджа и причёски. И характерная манера речи Малфоя - тоже его находка. А представляете, как было бы здорово, если бы всё это было прописано в книге? Тогда и сюжет развивался бы по-другому.

Когда приключенческая книга или фильм делаются по коммерческой схеме, отрицательные герои всегда получаются интереснее положительных. А должно быть наоборот. И главный герой должен иметь не только положенные ему по стандарту уникальные способности и человеческие слабости, а ещё и самостоятельный характер, который больше конкретного сюжета.

Вообще, коммерческая схема очень коварна: её ходы всем знакомы и потому легко просчитываются. От этого начинаешь замечать всё вторичное. Не знаю, кому как, а мне дементоры нестерпимо напоминали толкиновских назгулов. Только назгулы страшные, а дементоры просто противные. Ведь зло пугает и отталкивает прежде всего не своим видом, а своими проявлениями. И вообще в "Гарри Поттере" узнаёшь многое из других книг и фильмов.

А ещё при чтении меня не покидало ощущение, что если б не держаться за эту вымученную линию с Волдемортом, которая под конец потеряла последние остатки логики, а дать характерам взаимодействовать самостоятельно, получилось бы гораздо интереснее - и гораздо напряжённее и страшнее. И хорошие герои тогда ожили бы, а не просто выполняли каждый свою функцию. Ну и роль деталей... Отчего бы не обыграть, например, этот всеобщий страх, что имя Волдеморта нельзя называть? Пусть бы при его упоминании что-нибудь происходило, какая-нибудь мелочь, усиливающая саспенс. В книге множество деталей, с каждой из которых можно что-то делать - но до конца этот потенциал не используется, а вместо этого появляется что-то новое, создавая ощущение загромождения и путаницы.

Жалко, что коммерческий интерес и ставка на проверенные ходы опять всё испортили. Если бы импровизация и самоирония были стилем всех книг - и стилем всех экранизаций, а не только чертой трёх-четырёх персонажей-негодяев, получилась бы гораздо более глубокая картина, которую хотелось бы пересматривать.
Tags: книги, раздумья, филология, фильмы
Subscribe

  • "Морфология волшебной сказки"

    Филологи поймут мою радость: наконец-то, впервые за много лет, появилось такое замечательное издание! В. Я. Пропп "Морфология волшебной сказки",…

  • Летнее

    Друзья, в каких книгах отдыхаете этим летом? У меня тут изба на куриных ногах, памятник Соловецкой старины, и ещё целая полка Стругацких.

  • Кольцо Всевластья

    Друзья, кто любит «Властелина Колец»! Хочу задать вам вопрос, который давно меня занимает. Цитата из письма Толкина: «Разумеется, "Властелин…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments