Мария Голикова (erdes) wrote,
Мария Голикова
erdes

Category:

Иеронимус Босх

Один из моих любимых художников. Босх очень необычен, интересен и притягателен, хотя с течением времени его картины становятся всё сложнее для восприятия - из-за своей насыщенности символами, которые не всегда понятны современному человеку.


Дорога жизни.
Ни одна деталь в этой картине не присутствует просто так. Дорога символизирует жизненный путь, а странник - человека на этом пути. Путь непрост, на нём много опасностей: злая собака, на заднем плане грабят прохожего, справа парочка занята любовной игрой, что обозначает разнообразные искушения. Мост вот-вот совсем треснет и подломится. Вдали виселица - кстати, это вовсе не пристрастие художника к мрачным картинам, а обыденный пейзаж тех времён. На картинах Брейгеля тоже нередко виднеются виселицы, а то и колёса.
Но при всём этом унылого или страшного впечатления не создаётся! Пейзаж вполне мирный, будничный. Босху, да и тому времени в целом был свойствен философский взгляд на вещи, которого нам сегодня не хватает. Социально-политическая обстановка в те времена была такова, что человеку при всём желании не удавалось отстраниться от тёмных сторон жизни. И здесь они изображены, но картина в целом говорит об их незначительности и относительности по сравнению с целью этого пути.



Воз сена
"Мир - это воз сена, и каждый старается урвать с него, сколько может".
Очень смелая для тех времён картина. В ней присутствует не только философско-религиозный, но и публицистический посыл, который легко считывается. Конечно, прежде всего здесь речь о том, что мирские ценности по сути своей - не более чем сено, какими бы значимыми они ни казались. При этом элита общества - дворяне и священники - изображена в довольно-таки неприглядном виде. Люди заняты кто чем, а на небо почти никто не смотрит.



Брак в Кане Галилейской
Босх очень много писал на евангельские сюжеты. В его картинах ещё нет раскованности, эмоциональности, которая появится у более поздних художников. Эта сдержанность по-своему расставляет акценты. Каждая картина настраивает на созерцание, на спокойные, неторопливые размышления. Кроме того, их интересно просто рассматривать - детали у Босха всегда тщательно выписаны.



Несение креста
Обратите внимание: спокойные и умиротворённые лица на этой картине только у Христа и у святой Вероники. Остальные охвачены разными негативными чувствами и страстями - гневом, ненавистью, азартом спора... И справа очень сильный образ - кающийся разбойник.
В контрасте внутреннего покоя и его отсутствия - основная мысль картины. Казалось бы, позднее средневековье с его культом страдания (в сегодняшнем представлении) должно было делать акцент на всевозможных мучениях. Но Босх переступает через эту ступень, как бы поднимается над ситуацией - что сразу выявляет глубинный смысл изображаемых событий.



Страсти Христовы
Традиционный для той эпохи способ изображения - несколько событий на одной картине, по кругу, в хронологическом порядке.
Tags: hieronimus bosch, живопись и графика, история
Subscribe

  • День рождения Николая Гумилёва

    Сегодня 135 лет со дня рождения Николая Гумилёва. * * * Среди бесчисленных светил Я вольно выбрал мир наш строгий И в этом мире полюбил Одни…

  • Роман о Гумилёве

    Друзья, роман о Гумилёве закончен. Раньше я хотела написать вторую часть, но теперь мне очевидно, что она не нужна — по нескольким причинам. О…

  • Николай Гумилёв "Наступление"

    Гумилёв в начале службы, в форме вольноопределяющегося. «Наступление» — одно из самых известных и популярных военных стихотворений Гумилёва.…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 8 comments