Мария Голикова (erdes) wrote,
Мария Голикова
erdes

Category:

Писатели и графоманы

Кто-то удачно сказал, что писатель отличается от графомана только результатом. У писателя он качественный, а у графомана — нет.

Это значит, что писатель способен к самокритике. Он пишет на вдохновении, а потом читает свой текст, как очень строгий критик, многое исправляет и не воспринимает каждую свою строчку как бесценное сокровище. Пушкин это идеально сформулировал: "Всех строже оценить умеешь ты свой труд".

А отсюда следует вывод: писатель, обладая способностью к самокритике, обязательно обладает и способностью к самообучению. Ведь критик не просто ощущает, что в тексте "что-то не то", он может найти недостатки и чётко их обозначить, сформулировать. В ответ включается творческое начало — и находятся способы их устранить. И так до тех пор, пока текст максимально не приблизится к внутреннему идеалу.

Вот почему невозможно без иронии относиться к многочисленным советам для писателей, которые сегодня наводнили Интернет и книжные магазины — как написать бестселлер, как сделать своего героя привлекательным, как сделать сюжет захватывающим и т.п. Если литератор не может обойтись без этих советов, если он начинает задавать вопросы типа "А как мне сделать мою книгу интересной?" или "А как сделать, чтобы мой герой понравился читателю?", это диагноз. Это значит, что у литератора очень слабая самокритика — и/или что он не умеет творчески относиться к работе.
Либо это просто наивный человек, решивший сделать на литературе бизнес и убеждённый, что его деловой подход гарантирует ему увлекательную книгу.

Есть простой способ определить, есть ли у человека деловые качества. Если, к примеру, в беседе по ICQ он услышит незнакомое слово или вопрос с термином, значения которого не знает, его реакция сразу покажет, на что он способен: один быстренько наберёт это слово в поиске, прочитает и ответит на вопрос, как ни в чём не бывало, коротко и по делу — а другой спросит, что это значит, где об этом можно почитать, попросит ссылки, потом попросит объяснений и т.п. — обычно люди такого склада нуждаются в помощи на всех этапах, вплоть до того, на какую кнопочку в компьютере нажимать... Это не хорошо и не плохо, это просто указывает на неспособность, к примеру, самостоятельно вести бизнес.
С книгами точно так же. Только в литературном творчестве умение самостоятельно находить недостатки, устранять их и оставаться внутренне независимым — это первое условие профессионализма.

Выходит, что советы в творчестве не нужны. На каком-то этапе необходимо почувствовать критику, увидеть, как другие оценивают твой текст, это поможет встать на ноги. А руководства для писателей — это просто смешно. В ту пору, когда создавалась классическая литература, не было никаких руководств — писатели учились, наблюдая жизнь и читая других, замечая приёмы и делая выводы.
Tags: полезные советы, раздумья, филология
Subscribe

  • "Морфология волшебной сказки"

    Филологи поймут мою радость: наконец-то, впервые за много лет, появилось такое замечательное издание! В. Я. Пропп "Морфология волшебной сказки",…

  • Летнее

    Друзья, в каких книгах отдыхаете этим летом? У меня тут изба на куриных ногах, памятник Соловецкой старины, и ещё целая полка Стругацких.

  • Кольцо Всевластья

    Друзья, кто любит «Властелина Колец»! Хочу задать вам вопрос, который давно меня занимает. Цитата из письма Толкина: «Разумеется, "Властелин…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments