Мария Голикова (erdes) wrote,
Мария Голикова
erdes

Categories:

Фродо

Фродо и Сэм
«Фродо и Сэм» на Яндекс.Фотках

Пересматриваю с невероятным удовольствием режиссёрскую версию "The Lord of the Rings". И задумалась, почему среди огромного количества всевозможных фэнтези я по-настоящему люблю только "Властелина колец". Что принципиально отличает эту историю от других?

То, что это не просто квест в красивых декорациях. Это гораздо более глубокая вещь. А главное – в ней совсем не характерный для приключений главный герой.
Ведь типичный герой фэнтези – этакий (условно говоря) Д’Артаньян, который не утруждает себя раздумьями и с увлечением бросается в бой, в приключение, куда угодно – «Куда вас, сударь, к чёрту, занесло? Неужто вам покой не по карману?». Либо это мрачный персонаж, который настрадался в молодости, а остаток жизни решил посвятить уничтожению своих обидчиков (понимая справедливость вполне буквально и не стараясь понять иначе). На этом строится подавляющее большинство фэнтези-сюжетов.

А Фродо совсем другой. Начитанный, хорошо воспитанный, внимательный. Больше всего на свете он ценит тихую, спокойную, размеренную жизнь. У него нет стремления чем-то выделяться среди окружающих – если он и выделяется, то привычкой к созерцанию и рефлексии. Фродо мог бы быть героем какого-нибудь психологического романа. Но для приключенческой книги персонаж совсем нетипичный.

Между прочим, Толкиену, гораздо больше выдумщику, чем психологу, образ Фродо давался очень нелегко. Типичная цитата из его письма: "Все мои мысли поглощает Фродо: он полностью завладел моим вниманием и совсем меня вымотал". И по тексту чувствуется, что Фродо для Толкиена оказался очень энергозатратным, сложным героем.

Выстроить вокруг такого серьёзного, совсем не приключенческого героя огромный приключенческий сюжет было очень непросто. Но результат получился гениальным! Именно благодаря Фродо в этой истории возникла качественно новая система координат. Сказочный мир наполнился христианской проблематикой.

Фродо попадает в потрясающие приключения и совершает подвиги. Но не из любопытства и не ради удовлетворения амбиций – он это делает вообще не ради себя. Ему совсем не хотелось уходить из Хоббитона, и приключений, и испытаний он по-настоящему боялся. Но шёл на них, порой вопреки здравому смыслу, потому что жизнь и благополучие других для него были важнее собственных. Поэтому он и добрался до цели – кольцо Всевластья ничего не могло поделать с героем, у которого практически нет амбиций и который не раздумывая отдаёт всё, что у него есть, чтобы спасти других. У Фродо удивительная внутренняя чистота.

Для меня одна из главных идей этой сказки в том, что главное в жизни – это не сила, не власть, не осязаемые возможности, а намерение и готовность сделать доброе дело. Если это есть, то даже самому слабому будут даны и силы, и помощники, и всё необходимое. Человек должен только сделать правильный выбор, а остальное обязательно будет ему дано, потому что он не один. Главное – чтобы он помнил об этом и не полагался только на себя.

Ведь та готовность, с которой Фродо мгновенно решает уйти из Хоббитона, чтобы увести оттуда опасность, а потом и соглашается нести кольцо в Мордор, – это не что иное, как смирение в христианском понимании, проявление веры в высшие светлые силы. Эта вера и меняет ход событий и в итоге спасает всех. Ведь Фродо в самом конце не хватает сил – но он никогда и не полагался только на себя, поэтому судьба приходит ему на помощь. Удивительно мудрая и обнадёживающая история.
Tags: Англия, Толкин, книги, раздумья, фильмы
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 15 comments