Мария Голикова (erdes) wrote,
Мария Голикова
erdes

Categories:

Ирония и пафос

Настоящая литература по духу очень близка театру: и там, и там основное художественное средство - эмоция. В этом смысле самая литературная, подлинная литература - это стихи, которые хочется знать наизусть, и проза, которая при чтении превращается в кино с яркими характерами и заставляет читателя сопереживать.

Но существует и другая литература, отрицающая эмоциональную природу искусства. Там ни одна эмоция не успевает раскрыться - её сразу же уничтожает ирония. Причём это не ирония как рисунок на фоне, оттеняющая и усиливающая эмоции, - нет, это ирония как сам фон восприятия.

Вот это, по моему ощущению, абсолютный оксюморон. То же самое, что неэмоциональный театр. При всей популярности такого подхода.

Человек, который постоянно ёрничает, на первый взгляд кажется невероятно умным и знающим что-то, недоступное непосвящённым. На второй взгляд, правда, выясняется, что он всего-навсего циник - либо у него психология неуверенного в себе подростка, который таким образом защищается от собственных страхов. Но, в любом случае, это проявление какой-то внутренней проблемы, недостатка, отсутствия, непонимания чего-то, а не полноты и знания.

Жаловаться на избыток эмоций в искусстве, отрицать их, прятаться от них за иронией или за холодной рассудочностью - значит отрицать само искусство. Пилить сук, на котором сидишь.

Хотя сегодня очень непросто найти книгу, в которой автору хватает смелости говорить по-новому, не избито, но при этом эмоционально, искренне и без назойливых иронических масок. Это какой-то всеобщий комплекс. Хорошо, если это просто мода, игрушка - надоест такая, появится другая... Но нынешняя игрушка формирует эмоциональную глухоту и неумение отличать фальшивый пафос от пафоса в высоком смысле. Есть искусствоведческий термин "пафос" - пафос героического, пафос трагического. А когда любое эмоционально окрашенное высказывание отторгается, потому что оно "пафосное" - это вовсе не способность различать пошлость. Это серьёзная проблема.
Tags: раздумья, филология
Subscribe

  • Гумилёв и Толстой

    В третьей части «Хождения по мукам» Алексея Толстого, «Хмурое утро», написанной в 1940–41 гг, упомянут Николай Гумилёв (запрещённый в СССР как…

  • Сказки о поэтах и писателях

    Друзья, а напомните, пожалуйста, фильмы (сказки, фэнтези, притчи), главный герой которых — писатель или поэт, и это напрямую связано с сюжетом. Мне…

  • Об иностранных языках

    Дорогие друзья, владеющие иностранным языком (языками), но живущие в русской языковой среде! Как вы поддерживаете свой иностранный на приличном…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments